Открытая лекция «Биеннале в Бухаре. Как современное искусство соединило город, людей и традицию»
Ксения Диодорова, куратор, антрополог, сооснователь Gonzo: research&art расскажет почему Биеннале в Бухаре стало одним из сильнейших примеров социокультурного проектирования.
На встрече Ксения откроет 12 ключей для прочтения Биеннале. Мы поговорим о богатом культурном слое, на который приземлилось художественное высказывание авторов, и в каких исторических пространствах оно проросло. Обсудим зачем были размыты границы между ремеслом и искусством, между элитарным и доступным и благодаря чему получилось создать хрупкую и тактильную связь между Востоком и Западом?
Галерея MYTH, 9Би образовательный проект masters представят на Левашовском хлебозаводе в Петербурге специальный проект «Семена» арт-группы ПРОВМЫЗА из частного собрания. Первая версия монументального четырехметрового полотна была показана в сентябре на стенде «Художников года» Cosmoscow 2025 в Москве. Теперь же фотографический триптих нижегородского дуэта, впервые будет экспонирован в городе на Неве.
Проект «СЕМЕНА»рассматривается художниками как способ исследовать такую специфическую и малоизученную форму современного искусства, как «перформативная скульптура». Особенность «перформативной скульптуры» состоит в том, что она, с одной стороны, отсылает к классическим скульптурным формам и понятиям композиции, объему, пластике, а с другой, опирается на ультрасовременные практики перформанса и медиа-технологии.
Центральный объект работы — это скульптура, изображающая Мать с висящими на ее теле-глыбе детьми. Подобно коллективному телу она схвачена в перформативном «аффекте» и вплетена в разветвленную сеть прошлого, ведущую и к религиозному средневековью, и к барокко — эпохам, когда человек был не только центром мира, но и существом, плотно замотанным в паутину вселенной.
2 ноября состоится artist-talk с участницей дуэта Галиной Мызниковой, где художница раскроет концептуальные основы «Семян» и сложный многоэтапный путь их материализации. Беседу проведет соосновательница MYTH Ольга Профатило, принимавшая непосредственное участие в создании работы.
Проект реализован при поддержке MYTH, Галереи 9Б и модного Дома USHATÁVA.
ПРОВМЫЗА (Галина Мызникова и Сергей Проворов) — нижегородская арт-группа, свободно работающая с различными современными художественными практиками:видео-арт, авторское кино, фотография, графика, инсталляция, перформанс и театр. В своем творчестве они следуют тенденции к стиранию границ между видами и жанрами искусства. В портфолио группы участие в крупнейших международных арт-событиях, таких как Венецианское биеннале современного искусства и Венецианский кинофестиваль, Focus PROVMYZA в Центре Помпиду и др., а также высшая оценка работ художников экспертами национальных премий «Инновация» и Премии им. Сергея Курехина.
21 ноября, 19:00
«Город солнца. Леонидов»: кинопоказ и лекция от «Петербург глазами инженера»
Центр документального кино 6 ноября 2025 года выпускает в российский прокат картину «Город солнца. Леонидов».
«Город солнца. Леонидов» Реж. Марина Мария Мельник, 2025, Россия
Продолжительность: 63 минуты
Первый полнометражный фильм о жизни и творчестве одного из самых пронзительных и трагичных героев советского авангарда Ивана Леонидова. Документальная картина акцентирует внимание на напряженной творческой борьбе гения, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.
Революция архитектурного сознания произошла в начале 20 века: тогда в искусстве и архитектуре утверждается эстетика функционального, а в послереволюционной России появляется направление «Конструктивизм». Одним из творцов новой архитектуры становится Иван Леонидов.
Название фильма отсылает к главному бумажному проекту архитектора «Город Солнца», который он создал в годы Великой Отечественной войны. Это идея о столице мира, в которой «все народы учатся понимать друг друга, предельно выявляя свою самобытность и индивидуальность».
По масштабу идея сопоставима с философскими утопиями, но в архитектурной графике Леонидова она обрела конкретные формы: пирамиды, параболоиды, гигантские комплексы из стекла и стали.
Лекция
Продолжительность: 60 минут
На лекции с гидом команды «Петербург глазами инженера» Дарьей Бывших обсудим биографию, творческий метод и проекты архитектора Ивана Леонидова.
Дарья Бывших – практикующий архитектор, главный архитектор проектов в АБ «Клаузура», гид и лектор просветительской компании «Петербург глазами инженера».
Artist-talk с Галиной Мызниковой (ПРОВМЫЗА) в рамках выставки «СЕМЕНА»
Галерея MYTH, 9Би образовательный проект masters представляют на Левашовском хлебозаводе в Петербурге специальный проект «Семена» арт-группы ПРОВМЫЗА.
Впервые в Петербурге будет экспонироваться монументальный фотографический триптих нижегородского дуэта — работа, исследующую феномен «перформативной скульптуры» с центральным образом — скульптура Матери с детьми, вплетенная в аффект и сеть отсылок от Средневековья до барокко.
На artist-talk 2 ноября участница дуэта художница Галина Мызникова раскроет концепцию «Семян» и сложный путь их материализации. Беседу проведет соосновательница MYTH Ольга Профатило, принимавшая участие в создании работы.
Идея, постановка и хореография: Анна Богодухова, н.а.Р. Ульяна Лопаткина и артисты театра «Два крыла».
Продолжительность спектакля: 1 час, без антракта. Возрастная категория: 12+
В спектакле представлены размышления на тему экзерсиса современного и классического танца, созвучные стихотворению В. Набокова, и пластические высказывания артистов театра.
Нет, бытие — не зыбкая загадка! Подлунный дол и ясен, и росист. Мы — гусеницы ангелов; и сладко въедаться с краю в нежный лист. Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни, и чем жадней твой ход зеленый был, тем бархатистей и великолепней хвосты освобожденных крыл. В. Набоков
ХТК, который Бетховен называл «музыкальной библией», а Шуман требовал от своих учеников: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха! «ХТК» должен стать твоим хлебом насущным», - это набор упражнений, exercise для музыканта, используемый также для настройки инструмента. Бах доказал, что при определённой настройке музыка будет звучать одинаково хорошо в разных тональностях, и можно избежать впечатления расстроенности инструмента и диссонанса.
В классическом танце существует проверенный веками набор упражнений – классический exercise, который, выполняемый в определенном порядке изо дня в день, служит танцовщику также для «настройки инструмента» - его собственного тела. На основе экзерсиса классического танца появился экзерсис и в современных направлениях хореографии. Из такого сближения смыслов родилась идея создания спектакля, посвященного этим двум exercise, которые, действительно, являются «профессиональной библией» и «хлебом насущным» для всех поколений музыкантов и танцовщиков. В след за великим композитором, проложившим путь к гармонии в музыке, мы решили поразмышлять о том, что ежедневный и привычный набор упражнений для танцовщика может стать – творчеством.
Вдумаемся в ключевое явление философии ХХ века – экзистенциализм, сопоставив его достижения в разных странах. Поймем, почему именно во Франции трагические размышления о себе и мире достигли уровня высочайших достижений. Заглянем в философские труды и литературные опыты Жана Поля Сартра, посвятим особое внимание его драматургии.
Лектор: Юлиана Каминская – историк и переводчик художественной литературы, кандидат филологических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ, 1991-2024 гг.) и Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, бывш. Театральная академия, 2016-2019 гг.), автор и режиссер театрализованных лекций. Общее количество опубликованных литературоведческих статей и книг – более 100.
Встреча будет проходить в камерной атмосфере чайной гостиной masters — с чаем, кофе и десертами, в атмосфере неспешного диалога.
Биография – популярный и понятный жанр, но насколько он отражает «реальность»? Что мы можем сказать о другом человеке, тем более чужом и давно умершем? Даже если он очень известный? В биографическом цикле о великих людях ХХ века речь пойдет не о жизни «звезд» в хронологической последовательности – мы поговорим о «мифологии» личности, которая становится частью исторической памяти. Рассмотрим судьбу героев через эго-документы, малоизвестные источники и фото и поймём, как человеческие решения могут менять не только собственную жизнь, но и мир.
На встрече 26 ноября мы поговорим о жизни государственной деятельницы Голды Меир.
Лектор: Павел Котляр – историк и музейщик, куратор выставок и руководитель проектов в сфере культуры. Специалист по исторической памяти и истории императорских резиденций, один из самых известных спикеров Санкт-Петербурга. Опыт работы в ГМЗ «Петергоф» и «Царское Село», создание музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты», кураторство в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Известен авторскими прочтениями городской архитектуры и музейных экспозиций (Эрмитаж, ЦВЗ «Манеж», Театральный музей, Музей архитектуры, Дом-музей Станиславского и др).
Биография – популярный и понятный жанр, но насколько он отражает «реальность»? Что мы можем сказать о другом человеке, тем более чужом и давно умершем? Даже если он очень известный? В биографическом цикле о великих людях ХХ века речь пойдет не о жизни «звезд» в хронологической последовательности – мы поговорим о «мифологии» личности, которая становится частью исторической памяти. Рассмотрим судьбу героев через эго-документы, малоизвестные источники и фото и поймём, как человеческие решения могут менять не только собственную жизнь, но и мир.
На встрече 12 ноября мы поговорим о жизни Альберта Эйнштейн .
Лектор: Павел Котляр – историк и музейщик, куратор выставок и руководитель проектов в сфере культуры. Специалист по исторической памяти и истории императорских резиденций, один из самых известных спикеров Санкт-Петербурга. Опыт работы в ГМЗ «Петергоф» и «Царское Село», создание музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты», кураторство в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Известен авторскими прочтениями городской архитектуры и музейных экспозиций (Эрмитаж, ЦВЗ «Манеж», Театральный музей, Музей архитектуры, Дом-музей Станиславского и др).